Прохождение технического осмотра (ТО) планируется полностью отдать на откуп частным компаниям. ГИБДД в этом процессе участвовать не будет. Соответствующий законопроект планируется внести на рассмотрение в правительство в самое ближайшее время, а в силу он должен вступить с 1 января 2011 года. О подобных планах на днях сообщил директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ Андрей Шаров. Эксперты разнятся во мнениях относительно этой инициативы правительства. Очевидно, что качественнее и честнее она станет, если на рынок придут западные компании. Предложения отобрать у ГИБДД функцию по проведению техосмотра автомобиля звучат уже несколько лет. Эту идею в начале сего года снова озвучил и президент РФ Дмитрий Медведев. Он заявил о необходимости избавить милицию от функций по проведению технического осмотра транспортных средств. "Принципиально конструкция пока не подвергается сомнению, она сохраняется прежней. То есть мы техосмотр выводим в частные компании, которые должны вступить в саморегулируемую организацию. Эти частные компании и проводят техосмотр, и выдают талончик техосмотра. Это принципиально. Других каких-то изменений нет", - отметил Андрей Шаров. Наделены правом проводить техосмотр будут частные компании, но пока по стране таковых немного, поэтому на год-два "у заявителя будет право пойти в частную станцию или пойти в государственную станцию". Планируется организовать несколько сетей станций ТО. В самой ГИБДД убеждены, что без контроля с их стороны система работать не будет. Да и президент РФ предложил сохранить за ГИБДД функции контроля за проведением техосмотра.
Всем известно, как сегодня проводится техосмотр - в 99,9% случаев он просто покупается. И квитанция, выданная ГАИ, не говорит о том, что вы катаетесь на технически исправном автомобиле, и свидетельств тому на дорогах предостаточно. Развалюха, которая по всем мыслимым и немыслимым правилам не должна быть выпущена на дорогу, но с талончиком ТО под стеклом - реалии российской действительности. Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин никакой новации в этом законопроекте не видит. "Фактически на сегодня техосмотр находится в руках у коммерсантов, и ГАИ никакого отношения к его проведению не имеет, она лишь на завершающей стадии проверяет машину и выдает талон техосмотра", - говорит он. По его словам, речь нужно вести о том, что техосмотр не нужен вообще. Есть смысл переложить ответственность за него на плечи самих автовладельцев, чтобы они сами следили за состоянием машин. "Сегодня очевидно, что техосмотр ведется ради экономических выгод и интересов тех, кто его проводит, но никак не ради безопасности дорожного движения. Это гигантский рынок, это миллиарды. Никто не ведет статистику у нас, сколько ДТП случается именно вследствие непрохождения ТО. ГАИ исключить из этого механизма невозможно", - считает он.
В свою очередь председатель центрального совета Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов считает, что нововведение сильно уменьшит коррупционную составляющую и техосмотр в соответствующих местах можно будет проходить гораздо быстрее, чем сейчас. "Современные машины обслуживать самому невозможно. Должно быть достаточно сервисов, которым будет дано право проводить ТО и с которыми будут работать страховые компании. Сейчас цена техосмотра доходит до 4,5 тыс. Лучше эти деньги дать сервису, чем отдавать просто за талончик", - говорит эксперт. По его мнению, можно было бы сделать так, как во многих странах мира: заканчивается страховка, и вы не можете эксплуатировать автомобиль. Новую страховку дает тот сервис, с которым работает страховая компания. Автовладелец прошел ТО, только после этого дается новая страховка - и можно эксплуатировать транспортное средство.
Эксперты также отмечают, что было бы неплохо увидеть среди организаций, проводящих техосмотр, крупные западные компании, к примеру, ту же немецкую TUV Rheinland Group, которая предлагает технические услуги в различных областях. "Очень хорошо, если западная компания этим займется, так как это заставит российские прийти в себя", - говорит аналитик банка ВТБ Елена Сахнова. Открытие дилерских техцентров потребует инвестиций в несколько миллионов евро, но это окупаемо, если будет большой поток желающих.