Будущее за электромобилями небольших размеров - похоже, в это уверовали уже все. Конструкторы все сосредоточеннее думают, как удешевить их стоимость для конечного потребителя, чтобы они стали доступны и в развивающихся странах. А вот Ив Бегар, создатель планшетного компьютера OLPC, пошел дальше: он придумал принципиально новую модель электромобиля и представил свой гаджет в Нью-Йорке. Новация этого автомобильчика не в электротяге, а в модулях, которые позволяют владельцу машины подогнать конструкцию под свои нужды. Это новая философия в автопроме, но никто пока не подписал с изобретателем ни одного контракта. Казалось бы, совсем недавно весь мир узнал о планшетном компьютере OLPC под индексом XO-3. Его создал Ив Бегар с помощью дизайнерского бюро Fuseproject, а стоит гаджет всего $75. И вот уже идею "народного нетбука" воплотило множество производителей, хотя никто и не уложился в первоначальную цену. А теперь Бегар показал всем модульную машинку. Его "зеленый" ("hackable", или "modular") автомобиль представляет собой устройство на электрической тяге, оснащенное взаимозаменяемыми частями. Конструкция имеет симметричную переднюю и заднюю части, а также свободный модульный дизайн, что дает владельцу широкие возможности адаптировать машину под свои цели.
Модель имеет много идейных параллелей с ХO. В этот раз дизайнер тоже подумал о его стоимости и о проблемах и нуждах развивающихся стран. На данный момент более подробной информации об изобретении нет, неизвестна также его себестоимость. Пока Бегар не подписал ни одного контракта на производство машины, но не исключено, что скоро кто-то всерьез заинтересуется этой моделью.
У нас на родине серийным производством недорогих городских автомобилей рискнул заняться Михаил Прохоров. На начало 2011 года запланировано строительство завода в Тольятти, на котором будет налажен выпуск трех моделей: легкового автомобиля гольф-класса, молодежного купе и легкого грузовика. Отличительным признаком всех машин станет "двухтопливность", то есть они будут способны потреблять как бензин, так и метан. В "Онэксиме" "Финансовым Известиям" пояснили, что пока все существует на уровне проекта. В Тольятти будет предпринята попытка реализовать технологии завтрашнего дня.
Современное производство дает возможность купить готовый автомобиль, но будущее - за модульными машинами, которые, купив, можно будет переделывать под собственные потребности. "Мы пытаемся внести новое слово в философию автопроизводства. Сейчас происходит локализация производства. Нужно знать потребности рынка, но собирать машину под эти потребности в одном месте не обязательно", - сообщил представитель группы.
Над проектом нового автомобиля компания "Яровит" работает уже полтора года, группа "Онэксим" выступает финансовым инвестором. Модель рассчитана на внутренний рынок, но в принципе ниша этого автомобиля может быть за пределами России, особенно там, где сильно озабочены экологическими проблемами. Производство машин нового плана планируется наладить с середины 2012 года, предварительная стоимость - порядка 10 тыс. евро. Как сказали в "Онэксиме", цена машины будет зависеть от объемов производства, то есть чем их будет больше, тем дешевле они будут стоить. К разработке, которую ведет "Яровит", привлечены российские изобретатели. По словам Михаила Прохорова, первичные инвестиции в проект составляют 150 млн евро, бизнесмен рассчитывает вернуть эти средства в течение 4-5 лет. Премьер-министр Владимир Путин одобрил проект автомобиля Прохорова. Но пока он не получил отражения в проекте стратегии развития российского автопрома до 2020 года.
По словам экспертов, самая большая проблема, с которой столкнутся Михаил Прохоров и "Яровит", - это отсутствие качественных автокомпонентов. Наиболее дорогостоящим компонентом того же электромобиля или гибрида является аккумуляторная батарея, которую в России не делает никто. Конструкторы крупнейших автомобильных концернов пока еще твердят одно: продукт высокотехнологичный, а значит, дешевым он быть не может. Однако отраслевые специалисты не сомневаются, что при массовом производстве и дальнейшем усовершенствовании технологий цена неизбежно упадет. Пока для высокотехнологичных продуктов ставить нижние пределы падения цены весьма рискованно. К слову, еще два года назад никто даже представить не мог, что цены на солнечные батареи упадут до нынешних уровней.