Транспарентность – информационная прозрачность и открытость бизнеса, - является одним из ведущих факторов при оценке перспективности вложений для инвестора. Как показывают последние исследования, российские компании, оценив пользу раскрытия информации в деле привлечения инвестиций, постепенно становятся все более открытыми. Информационная открытость и прозрачность («транспарентность») бизнеса – один из основных критериев успешного размещения акций и поддержания ликвидности ценных бумаг. Любой инвестор, прежде чем вкладывать свои средства, желает получить максимум информации о финансовом состоянии эмитента, его дивидендной политике и кредитной историях, а также перспективах на будущее. По словам заместителя генерального директора ММВБ Валерия Петрова, в деле оценки стоимости акций компании открытость – такой же важный фактор, как финансовые показатели, риски и т.д.
Как показывают последние исследования, российский бизнес, традиционно отличающийся закрытостью, постепенно отказывается от «заговора молчания». По данным рейтингового агентства Standard & Poor's, индекс транспарентности, который рассчитывает эта компания, растет четвертый год подряд. Начиная с 2002 г. он поднялся с отметки 34% до 50% в 2005 г. Как объяснили представители агентства, индекс S&P отражает то, насколько полную информацию о компании можно получить из открытых источников – годовых отчетов, отчетности, направляемой в регулирующие органы, и корпоративных вэб-сайтов. Учитывается также наличие информации на английском языке – то есть открытость корпорации для иностранных инвесторов.
Как отмечают специалисты S&P, если проводить сравнение с другими странами, то по уровню раскрытия информации Россия очень близка к Турции – средний уровень корпоративной открытости в обоих государствах составляет примерно 50%. Разумеется, это намного меньше, чем в Западной Европе. Например, в Великобритании уровень раскрытия информации по оценке S&P составил 71%, притом для оценки использовались только годовые отчеты, другие источники в расчет не принимались. Но, в то же время, отмечают в S&P, Россия сделала существенный рывок – относительно недавно уровень открытости российских компаний был сравним с показателями латиноамериканских фирм и значительно уступал компаниям из Юго-Восточной Азии.
Стремиться к открытости российский бизнес вынуждают отнюдь не власти. Как отмечает директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анна Попова, транспарентность компаний растет без вмешательства государства – в последнее время не принималось каких-либо специальных законодательных норм, требующих от компаний раскрытия большего объема информации. «Рост транспарентности означает, что компании, осознали, какую пользу она приносит, и насколько открытость облегчает заимствования. Поэтому корпорации добровольно идут на дополнительные издержки, связанные с открытием информации», - сказала представитель МЭРТ. В качестве еще одной причины увеличения транспарентсности в МЭРТ называют бурный рост числа первичных размещений акций (IPO), которые невозможны без предоставления потенциальным инвесторам самых подробных сведений.
Стоит отметить, что по степени прозрачности российские компании сильно разнятся. Первая пятерка наиболее открытых компаний – это эмитенты, которые входят в листинг NYSE (МТС, «Ростелеком», «Мечел», «Вимм-Билль-Данн», «Вымпелком»). Директор службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова объясняет это тем, что Нью-Йоркская фондовая биржа предъявляет очень жесткие требования к эмитентам, в том числе и в сфере открытости. В то же время многие российские компании, чьи акции торгуются только в России, отстают от лидеров не так не сильно. И, неожиданное открытие, которое сделали аналитики S&P, - самыми непрозрачными участниками исследования оказались компании, акции которых торгуются на Лондонской фондовой бирже (LSE) – «Евразхолдинг», «Пятерочка» и «Рамблер». Если же проводить сравнение по отраслям, то по уровню прозрачности в лидеры выбились компании из телекоммуникационного сектора. На втором месте по уровню открытости идут нефтяные компании и компании из сферы электроэнергетики. По мнению Кочетыговой, объясняется это тем, что связисты сильнее других нуждаются в финансовых ресурсах и заимствованиях для обновления и расширения инфраструктуры.
В то же время есть тенденции, которые несколько беспокоят аналитиков. Во-первых, тот факт, что рост транспарентности происходил в основном за счет ранее закрытых эмитентов, которые пересмотрели свое отношение к инвесторам и стали публиковать больше информации. В то же время лидеры рейтинга, хотя и придерживаются высоких стандартов раскрытия информации, отказываются идти вперед и предоставлять еще более полные сведения. Также многие аспекты, по-прежнему остаются неясными. Например, чаще всего молчанием обходят информацию о владельцах компании, а также размере вознаграждения для топ-менеджмента компаний и принципах его определения.
Отсутствие данных о хозяевах бизнеса настораживает инвесторов. «Компаний, которые раскрывают хотя бы одного крупного собственника не так уж мало – чуть меньше половины. Но, как показывает практика, это по большей части компании государственные или со значительной долей государства. Частных компаний, которые раскрывают данные о своих владельцах значительно меньше. А это очень важная информация для инвестора – кто истинный владелец компании и кому какая доля принадлежит. Не понимая, кто владеет бизнесом, инвестор не будет понимать, что происходит с компанией в целом», - комментирует Юлия Кочетыгова.