Министерство регионального развития подготовило поправки в Жилищный кодекс, которые позволят сделать процесс начисления квартплаты населению более прозрачным. Как уже писала "РГ" накануне, речь идет о том, чтобы заставить всех жильцов многоквартирных домов платить по счетчикам, причем за все - воду, электричество, отопление и газ. По мнению экспертов, это поможет упростить процесс тарифообразования на все перечисленные услуги ЖКХ. А именно: граждане будут платить только за реальное количество потребленных услуг ЖКХ, а не за то, что где-то в земле текут трубы. В перспективе это должно повлиять на размер квартплаты. Впрочем, как настаивают эксперты "РГ", для снижения квартплаты есть и другие резервы. Они отчасти в самой структуре тарифа на услуги ЖКХ. Если вы платите за водоснабжение, условно говоря, тысячу рублей, то только 200-300 рублей идет на закупку электроэнергии, еще 100 рублей - на оплату труда. Зато 600-700 рублей уходят на так называемые "прочие расходы". Они в себестоимости "водного" тарифа составляют 60-70 процентов, говорит заместитель директора экспертно-аналитического департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Александр Бударин. В тарифе на тепловую энергию на них заложено 30 процентов. Остальное - затраты на топливо, на покупную тепловую энергию и оплату труда. Но если последние составляющие понятны и достаточно прозрачны, то по "прочим расходам" есть вопросы. Отследить эти расходы крайне сложно. Поэтому первый вывод, который делают специалисты от ЖКХ, надо внимательно проанализировать структуру тарифов и жестко контролировать расход денег.
"Предприятие всегда заинтересовано как можно больше своих затрат заложить в тариф. Поэтому можно предположить, что наверняка в любом тарифе есть резервы для его уменьшения", - считает специалист Института экономики города Дмитрий Гордеев. Но это не значит, что действовать надо наотмашь. "Нельзя взять и сказать, что 70 процентов на "прочие затраты" - это много, давайте оставим 50 процентов, - говорит эксперт. - Надо учитывать, что в тарифе заложены, например, средства на ремонт труб. Надо понимать, какие составляющие тарифа можно убрать безболезненно, а какие нельзя трогать ни в коем случае. Федеральной службой по тарифам прописана методика установления тарифа с учетом местных особенностей. Ее всегда можно взять и посчитать, верно ли начислен тариф".
Впрочем, не все так просто. В сфере жилищно-коммунальных услуг работают преимущественно монополисты. Например, водоканал в ста случаях из ста в любом городе один. Владелец монополии всегда может найти нужные рычаги и "продавить" повышение тарифов через местных законодателей. При этом речь не обязательно идет о коррупции - бизнесмен может в красках поведать о ветхих трубах и о необходимости их срочной замены. В результате тариф может вырасти больше, чем необходимо на самом деле. К сожалению, на местах не везде есть специалисты, которые могут компетентно проследить за тарифообразованием, сокрушаются в Фонде содействия реформированию ЖКХ. И это уже зона ответственности региональной власти - найти таких специалистов и наладить контроль за формированием цен. Битва за разумные, реальные тарифы ЖКХ изначально должна проходить в регионах, говорит Александр Бударин. "Тарифообразование нужно сделать публичным, - советует наш собеседник. - Муниципалитеты должны разъяснять гражданам, из чего они складываются, вести планомерную работу по информированию о преобразованиях в сфере ЖКХ". И не забывать напоминать, что для семей с низким достатком предусмотрены жилищные субсидии, если платежи за коммуналку превышают 22 процента доходов семьи. (п)