В кризис компании практически перестали дарить своим партнерам и клиентам памятные подарки и дорогие сувениры. Из-за скупости бизнесменов рынок бизнес-сувениров просел на 30% и в этом году восстанавливается медленно: заказчики если и тратят деньги на промотовары, то уже не те и не на то, что в сытые времена. GZT.RU выяснила, что, скорее всего, получат деловые партнеры на Новый год и во сколько это обойдется рынку.
В 2009 году, по оценкам экспертов Русской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС), компании закупили подарков на $150 млн меньше. Европейские бизнесмены, правда, поскупились еще сильнее, сэкономив на презентах 2 млрд евро. Но в сравнении с объемами рынков падение в России оказалось существеннее — 30% против зарубежных 10%. Так, отечественный объем индустрии оценивается сейчас в $450 млн, в то время как немецкий превышает 3 млрд евро, а американский— $19 млрд, то есть наши компании тратят на сувениры примерно в 8 раз меньше, чем в Германии, и в 35 раз меньше, чем в США
Без пафоса
В этом году бизнесмены, по оценкам РАППС, должны потратить на подарки около $500 млн против докризисных $600 млн, но принесут эти деньги совсем другие товарные категории— экономический спад научил компании дарить другие подарки.
По словам председателя совета директоров компании «Проект 111» Андрея Дегтяренко, особенно непопулярными стали настольные приборы и часы. «Если до кризиса определенную часть спроса можно было бы охарактеризовать словами „пафос“, „лишь-бы-не-как-у-других“, „яркое-блестящее-бесполезное“,— говорит он,— то теперь спрос сместился в сторону функциональных предметов: текстиля, посуды, зонтов, флешек». Причем все эти предметы, скорее всего, будут выполнены в корпоративных цветах компании-дарителя. «Один из основных трендов— максимум кастомизированных решений даже в самых простых предметах: авторучка, собранная в цветах заказчика, ежедневник с полностью индивидуальной обложкой и большим количеством опций в блоке»,— отмечает Дегтяренко.
У компании Midoceanbrands весь кризисный год хорошо продавались держатели для сумок и сами сумки для покупок, в то время как до кризиса неизменным спросом пользовались несколько «дорогих» позиций. Теперь их клиенты массово перешли на промопродукты вроде ручек и блокнотов. «Они закупаются большими количествами. Цена такой продукции весьма низкая— стоит столько, сколько заказчик готов платить»,— объясняет глава представительства Midoceanbrands в России Фабрицио Капуччи.
Помимо канцелярских товаров среди подарков на Новый 2011 год деловые партнеры, скорее всего, получат елочные шары с наполнителем из конфет или с ручной росписью, а также кружки со специальным термоэффектом, который проявляется после «контакта» кружки с горячим напитком, таким образом можно зашифровать новогодние пожелания для клиента. Повышенный спрос на эти товары отмечают в других компаниях, производящих бизнес-сувениры.
Что дарят
По данным РАППС, наиболее популярные товарные группы, на которые приходится почти половина оборота рынка— текстиль. Заказы в этой категории составляют 23% всего оборота. Электроника и компьютерные принадлежности приносят 14% от всего дохода, пишущие инструменты— 12%. Эти категории лидируют и в других странах.
Особенностью нашего рынка является то, что следующей по удельному весу является группа VIP-подарков (9%), которая вообще отсутствует во многих странах (на Западе не принято дарить сувениры дороже $20). Далее следуют деловые аксессуары (6%), ежедневники и другие предметы для бизнес-планирования (5%).
Эффект щедрости
На российском рынке не было еще ни одного исследования рынка рекламных сувениров, поэтому об эффективности этого рода коммуникации с партнерами и клиентами в России судят по собственному опыту и ощущениям. Тем не менее результаты опросов бизнесменов, проведенных компанией Advertising Specialty Institute в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, показали, что 81% из них сохранили подарки, «так как они прикладные», а 62% начали вести бизнес с рекламодателем после вручения рекламного продукта. Немецкая компания GWW выяснила, что промопродукты оказывают наименее раздражающий эффект среди других рекламоносителей— подарки от компаний не нравятся 21% респондентов, в то время как реклама в прессе раздражает 33%, на ТВ— 66%, а в почтовых рассылках— 78% опрошенных.