Водители, использующие ксеноновые лампы в обычных фарах, предназначенных для ламп накаливания, будут лишаться прав на срок от 6 до 12 месяцев. ГИБДД говорит, что такое решение было принято из-за большого числа жалоб на слепящий свет машинных фар, который часто создает аварийные ситуации. ГИБДД собирается проводить специальные рейды и проверять автомобили на дороге. На владельцев тех автомобилей, фары которых изначально предназначены для газоразрядных источников света - ксеноновых, подобные меры не распространяются.
Всех, кто установил "ксенон" в фары уже после покупки автомобиля, ГИБДД собирается наказывать за административное нарушение по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. Так как применение в фарах, в которых должны использоваться обыкновенные лампы накаливания или галогенные лампы, газоразрядных источников света "следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям конструкции транспортного средства".
В разъяснении, опубликованном 20 февраля на сайте ГИБДД, отмечено, что при выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ. Эксплуатация же транспортных средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи 27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).
Все эти новшества ГИБДД узаконило после разъяснений ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ). Как уже писали "Финансовые Известия", в институте было проведено исследование. Эксперты выяснили, что применение ксенона в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными (то есть стандартными, заводскими световыми приборами на ТС), нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения целым рядом физических и технических факторов. НИИАЭ ссылается на правила ЕЭК ООН N 48 и 37. Комментарий изданию в НИИАЭ не дали.
Юрист юридической группы "Яковлев и Партнеры" Роберт Смирнов не сомневается, что запрет "неродного" ксенона в фарах не скажется на безопасности на дорогах. "Большое количество водителей, которые не выключают дальний свет перед идущим навстречу автомобилем, слепят глаза ничуть не меньше, чем обладатели ксенона. Если же терпеть совсем невмоготу, то можно всегда попросить тем же дальним светом переключить на ближний. В конце концов, людям с больным зрением управлять автомобилем в темное время суток вообще категорически запрещено. Вот это действительно небезопасно. Поэтому на месте законодателей я бы лучше ввел более эффективный (а не фиктивный, как сейчас) медосмотр для водителей", - говорит он. Все эти меры приведут к увеличению уровня коррупции. Взяточничество и так является характерной чертой взаимоотношений инспекторов и водителей в России, а с введением новых правил мы получим всплеск вымогательств на дорогах. "Под угрозой санкций, предусмотренных в КоАП, инспекторы будут предлагать решить вопрос "на месте", и, уверен, большинство вопросов будет решаться именно таким привычным способом", - считает юрист.
Есть и еще один тонкий момент - как работники ГИБДД будут определять, "правильный" стоит ксенон или нет. В разъяснениях значится, что фара, в которой установлена газоразрядная лампа, должна иметь соответствующую маркировку (DС - ближнего, DR - дальнего, DСR - двухрежимного света с газоразрядными источниками света). Но далеко не все производители маркируют свою светотехнику. "Вот, смотрите - в ремзоне у меня стоит Mercedes. Там действительно на фаре есть маркировка, она предназначена для галогенных ламп, таковые тут и стоят. Вот Volkswagen, там она тоже присутствует. А вот новый Volvo S60 с "родным" ксеноном, никакой маркировки, кроме названия фирмы-производителя, тут нет. И как вы докажете инспектору, что тут не самопал?.." - говорит технический директор "Автотехцентр Рублево-Успенский" Александр Васильев.
Иными словами, "торговцы полосатыми палочками" - как любовно называют гаишников в народе - получили еще один прекрасный повод облегчить ваши кошельки. Придраться теперь можно практически к любой машине, причем доказать, что у вас стоят "правильные" и "официальные" фары, смогут далеко не все автолюбители.